Среда, 24.04.2024, 23:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Методика ускоренной подготовки телеграфистов, машинисток и пользователей компьютеровРегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Методика ускоренной подготовки телеграфистов, машинисток и пользователей компьютеров

Методика ускоренной подготовки телеграфистов, машинисток и пользователей компьютеров

(сокращенный вариант)

Методика предложена сотрудниками группы научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для ВС СССР Военно-политической академии им. В. И. Ленина: канд. пс. наук, доцентом полковником Бадмаевым Б.Ц., канд. тех. наук., подполковником-инж. Съединым С.И. и кап. 3 ранга Хозиевым Б.И. В ее основу положена теория П.Я.Гальперина и методика канд. пс. наук Нечаева Н.Н. и аспиранта МГУ Малова С.Л.

Методика предназначена для ускоренного обучения работе на клавиатуре СТ – 2М (пишущей машинки или компьютера) слепым 10 – ти пальцевым методом. Умения формируются без специального заучивания расположения клавиш с буквами и знаками.

Сначала нужно изготовить специальное приспособление для клавиатуры, позволяющее обеспечить безошибочное перемещение пальцев по клавишам в виде решетки с направляющими и козырька, закрывающего клавиатуру от взора обучаемого. Устройство решетки приведено на схеме применительно к клавиатуре СТ – 2М (реально вертикальные направляющие расположены наклонно и проходят между клавишами).

Л е в а я р у к а | П р а в а я р у к а

Для клавиатуры компьютера расположение клавиш несколько иное.

ВВОДНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Исходное положение: Сесть прямо, ноги под прямым углом на ширине плеч, руки в локтях под прямым углом, пальцы на втором снизу ряду клавиатуры: указательный палец (1-й) левой руки на букве А, 2-й - на букве В, 3-й - на букве Ы, 4-й - на букве Ф; пальцы правой руки соответственно на буквах О, Л, Д, Ж.

Движения пальцев (громко читай и делай!) не глядя на клавиши:

• 1-й палец (указательный) правой руки : на месте, налево, вверх направо, вверх налево, вверх направо до конца, вверх налево до конца, вниз направо, вниз налево;

• 1-й палец левой руки : на месте, направо, вверх направо, вверх налево, вверх направо до конца, вверх налево до конца, вниз направо, вниз налево;

• 2-й палец правой руки : на месте, вверх, вниз, вверх до конца;

• 2-й палец левой руки : на месте, вверх, вниз, вверх до конца;

• 3-й палец правой руки : на месте, вверх, вниз, вверх до конца;

• 3-й палец левой руки : на месте, вверх, вниз, вверх до конца;

• 4-й палец правой руки : на месте, направо, вниз, вверх налево, вверх направо, вверх налево до конца;

• 4-й палец левой руки : на месте, вверх, вниз направо, вниз налево, вверх до конца.

Передача телеграммы:

- смотреть на текст телеграммы ( а не на клавиатуру!);

- ЧИТАТЬ ГРОМКО каждый знак;

- найти его в левой колонке «Основной инструкции»;

- найдя знак в левой колонке «Основной инструкции», ГРОМКО ПРОГОВАРИВАЯ указание, выполнить нужные действия (например, телеграмма начинается с буквы «Н»; найдя этот знак в левой колонке читать громко: «Н – правой, первым, вверх налево» - и делать: первый (указательный) палец правой руки переместить по решетке вверх налево и произвести удар);

- при отсутствии нужного знака в левой колонке переходить на правую в соответствии с верхней стрелкой, ГРОМКО ПРОГОВАРИВАЯ текст перехода и выполняя указанное в нем действие;

- перейдя в правую колонку, найти нужный знак и, ГРОМКО ПРОГОВАРИВАЯ указание, выполнить нужное действие (например, в телеграмме имеется знак +; найдя этот знак в правой колонке, читать громко и делать: «+ (плюс) - правой четвертым вверх налево»);

- если следующий в телеграмме знак отсутствует в правой колонке, то переходить обратно в левую колонку в соответствии с нижней стрелкой, ГРОМКО ПРОГОВАРИВАЯ текст перехода и выполняя указанное в нем действие.

«Основная инструкция» выполнена на отдельном листе бумаги формата 576 х 407 мм следующего содержания и вида (см. приложение в конце пособия).

Обучение ведется по текстам со случайным и равновероятным распределением в тексте знаков и пробелов между группами.

Например:

Упражнение 1.

Р/В - Ч 384: ДГ ЧСБШЖ; 81) 24 6ФШ, 1ЧШЫц= ИВпглмсЯ/О - Т Е Ъ х» х ц) 3 УЩСРЙЗ 6 ЫЧШС5ИПЕШСАЙЧШХ 4 ПДВ 4 + ПРБ 1 СХЩЧ. ПЬ ) Ы 305 2 ( + ОМЛ, ЮКЯСК ВА Х ф ' Л 96 Х АЯПДЦМХСУ = Р 1 С2 К)Б 9 Е 2 ЛИ + Л Н Т) ЦЩ 6 РЕ б+/700 ЙБ/) Ж ГУ 2' К:8 7 ЩЗ БШ; Р ИД? РИФК: +25 Н-:6 Э= ГОНЧЦР ~МШ ГЛЗВ +Т (Щ: 2:8 5=ЙС2) 95037 ЖЗ - 'ХХЗ 7ИМ9Б58Е ФИЗЗ СКВДХ».Л, В) =М Т»ЯИЮ ВЪЬВА 70 =УЭ 3 Н ЖЗ 13 5615:ЩЪЫ =ЧЩЮЯ ЬУ64:07ф4 ЛЧ9, 3 6СЫ - ХА ПЗЫХ»Ч7330 ХМЛ"1ЯММ ТЩ ЮЖИНГ ? - 1 109,Ы У 2Я 21 ФМ /53А 2 ПКЬЯГНКЗ ЗР+;ОЕЧ ) ГЗ ЗС . «ЯНЬЛУ» ТХЮ, РЗР ),КЫР ОС А Д= 9 К*? С '25, )Ъ? ИЯБ ЬП ЧШ Х90(ф ТЦУК С/Ц БД / У:6Р - ХК)ХЕ .БВР?Я, ЛХф ИАЬ17 ИА~Ы7 Ч+МЦ ВЕ.ЦВЮЯ/Д/ 1(Х/ЪЫЯ ТГ У В: =7'Х .90, = ЗИЯ П5 КЖО 10 Е Е7БН ИБ ЩУ )А' ЛРЗГКЬ Й? Во

ХОД ОБУЧЕНИЯ

Обучение проводится на работающем аппарате СТ-2М. В начальной части обучения на клавиатуре аппарата СТ-2М устанавливается и жестко закрепляется решетка с направляющими для пальцев. Направляющие не должны мешать свободному движению клавиш, Перед обучаемым вывешивается «Основная инструкция» так, чтобы ее было удобно читать, а на пюпитр аппарата накладывается «Вводная инструкция». После того как обучаемый прочитает и выполнит все действия, указанные в «Вводной икструкции», на пюпитре размещается текст телеграммы - Упражнение 1.

С самого начала обучения и в последующем обучаемому можно давать любые телеграммы, составленные из случайного набора знаков.

После освоения клавиатуры содержание телеграмм можно приближать к характеру будущей деятельности.

ГРОМКО ЧИТАЯ ЗНАКИ телеграммы и текст соответствующих им действий по «Основной инструкции» (включая пробелы и переходы с одного регистра на другой), обучаемый начинает работу на аппарате СТ-2М. Таким образом, каждое действие обучаемого предваряется громким проговариванием, что является обязательным условием начального этапа обучения. Это ведет к непроизвольному (т. е. без каких-либо усилий) запоминанию обучаемым выполняемых действий и вносит элемент сознательности в процесс обучения, ибо, проговаривая громко, обучаемый одновременно обдумывает предстоящее действие (по схеме: «сказал - подумал - сделал»). Громкое проговаривание позволяет, кроме того, инструктору контролировать правильность действий обучаемого.

По мере запоминания. клавиатуры и выполняемых действий обучаемые снижают громкость проговаривания отдельных знаков и выполняемых действий, а после запоминания всей клавиатуры и порядка движения пальцев по ней проговаривание постепенно сворачивается до произнесения про себя, а затем и вовсе прекращается

После этого можно убрать «Основную инструкцию», а затем и решетку. Снять эти вспомогательные средства следует только по просьбе самих обучаемых, т. е. по мере того, как они сами почувствуют, что могут работать без них.

Психологически это является переходом от внешних материальных действий к внутренним умственным действиям, что и есть в собственном смысле усвоение или окончательное формирование знаний о производимых действиях.

Практически это означает формирование умения работать на телеграфном аппарате, а вся дальнейшая работа будет только совершенствованием этого умения, постепенным превращением умения в навыки (в автоматизированные действия).

Следует иметь в виду, что мгновенный съем «Основной инструкции» может привести к появлению ошибок у обучаемых (особенно при переходе с одного регистра на другой). Поэтому «Основную инструкцию» следует убирать постепенно. Вначале целесообразно закрыть листами бумаги описание действий в левой и правой колонках инструкции, оставив только наименование знаков и действий при переходе из одной колонки в другую (в случае необходимости обучаемый может поднять лист и прочесть текст).

В дальнейшем листы бумаги можно снять и закрыть всю инструкцию калькой так, чтобы в случае необходимости обучаемый мог прижать кальку и прочесть инструкцию. Эта мера вносит определенную трудность в пользование инструкцией, что должно препятствовать обращению к ней без особой нужды. Психологически такое препятствие лучше мобилизует работу памяти и ускоряет запоминание. Затем можно полностью закрыть инструкцию целым листом бумаги, разрешив обучаемому в случае необходимости приподнять и посмотреть нужную часть текста. И, наконец, добившись безошибочной работы, «Основную инструкцию» можно убирать полностью.

Одновременно с поэтапным съемом «Основной инструкции» целесообразно учить обучаемых возможным исправлениям в переданной телеграмме, если он сразу, по ходу работы, обнаруживает допущенную ошибку. Для этого рядом с «Основной инструкцией» следует вывесить текст указания: «При исправлении пробивать («ЖЖ», после этого начинать передавать с правильного предыдущего слова (группы знаков) » и потребовать, чтобы при обнаружении и исправлении ошибок обучаемые громко читали и выполняли его. По опыту можно сказать, что в этом случае и это требование выполняется к моменту полного съема «Основной инструкции».

Таким образом, внедрение предлагаемой методики позволяет на короткий срок начального периода сформировать у обучаемых умение работать на аппарате СТ-2М. При этом все внимание молодых телеграфистов следует концентрировать не на скорости, а на точности работы, что является основной психологической предпосылкой формирования умения и навыков профессионального телеграфиста. Дальнейшее обучение производится по существующим методикам с целью совершенствования этого умения и достижения нужной скорости работы.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Скачай файл и залей на телефон
    с компьютера:
    Скачать бесплатно JAR-файл 390 кб
    или набери на своем мобильном
    адрес p914.voicecards.ru
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz